Опрос
Вы участвуете в программе Windows Insider?
Популярные новости
Обсуждаемые новости

03.05.2006 19:07 | Raiker

Предисловие
В последнее время я замечаю одну интересную вещь, около 80% людей, которые посещают сайты подобной тематики, мало знают о Longhorn. Все больше обсуждают Vista, а об особенностях Longhorn, которые и унаследовала Vista, забыли, да и, наверное, не знают о них. Причина этому выпуск первой бета-версии Vista, время, когда близился момент выхода финальной версии Windows следующего поколения. Именно тогда заёрзали пользователи всего мира, и все вместе начали её испытывать. Люди, впервые познакомившиеся с Vista, интересоваться Longhorn не собирались. Что ж, я могу сказать лишь одно: они многое пропустили. Послав личное сообщение нашему главному редактору, я получил положительный ответ о написании этой статьи, некоему заключению к обзорам Windows Longhorn.

До Longhorn, или то, что нам обещала Microsoft
Longhorn - промежуточная версия Windows, он не должен был произвести "революции". Это будет среднее между Windows XP и Windows Blackcomb (а ныне Vienna). Последний должен выйти в 2010 году и превознести нам новые возможности. Longhorn будет продолжением Windows XP и поэтому должен выйти совсем скоро. Он будет основан на технологии .NET, которую Microsoft уже тогда активно продвигала. Существенно будет изменён интерфейс. Говорить об этом можно до бесконечности. Обещали многое, но на деле... нам пришлось многое испытать. Итак, давайте посмотрим, как же происходило развитие Longhorn.

С самого начала, как мир услышал о заявлениях Microsoft насчёт дальнейшего развития операционных систем семейства Windows, в сети появилось большое количество фейков на тему Longhorn и Blackcomb. В основном они базировались на видео o прототипе Blackcomb (см. раздел видео). Там была показана оболочка Windows, в которую была интегрирована панель "Task Dock". Создана она была для одной цели - быстрого доступа к различным сервисам, в данном случае к MSN и разного рода документам. В то время Microsoft шла по пути "Интернет в массы!", особых задумок о революционном интерфейсе не было. Также заметно слияние Task Dock с Internet Explorer при его запуске. Т.е. должна была произойти полная интеграция с интернет-службами, доступ к которым должен быть прост и удобен, именно это должна была осуществить панель Task Dock. Хочется также заметить, что это не был Blackcomb, это всего лишь прототип Windows, который был специально подготовлен для показа на презентации. Что ж, перспектива интеграции интернет-служб прямо в операционную систему гениальна, отчасти потому, что большинство из нас до сих пор сидят на dial-up соединениях. Хотя сейчас это уже не актуально, если посмотреть на то, как развивается Vista. Будет ли вместо гаджетов, к которым мы уже так привыкли, панель с быстрым доступом к интернет-магазину и прочим онлайн-сервисам? Я так не думаю. Microsoft на первое место ставит функциональность и простоту использования графическим интерфейсом, а также безопасность. Что-то будет совершенно новое, то о чём мы не догадываемся и не можем представить, то, что превосходит оконный интерфейс, плавный переход к которому осуществит Longhorn.

Эпоха Plex, или первый интерфейс Aero
Год 2002 ознаменовал первый публичный показ Longhorn, на ежегодной весенней конференции WinHEC (Windows Hardware Engineering Conference). К сожалению информации, о ней совсем мало информации, но в интернет просочились эксклюзивные скриншоты Longhorn, заснятые в апреле 2002 года, именно в то время, когда проходила конференция.



Что ж, неплохо, особенно если сравнивать с Windows XP, который вышел в октябре 2001. Возможности SideBar впечатляют, да что говорить, достаточно посмотреть на скриншоты и восхититься ими. Интерфейс Plex действительно несёт в себе много нового, и я теперь понимаю, почему Microsoft спешила порадовать нас выходом новой операционной системы уже в 2002 году. В ней достаточно новых возможностей, чтобы считать её новой, а не думать, как о всего лишь немного обновлённой XP. Но была одна загвоздка, которая сделала невозможным быстрый выход системы - это сырость системы. Ею невозможно было пользоваться, чуть что, так вылетает ошибка, да, много новых возможностей, они работают, но ни у кого не хватало нервов пользоваться новой системой. Так продолжалось долгое время, пока Microsoft не сделает решительный шаг - переписать систему заново, но давайте не будем забегать вперёд.

Осень 2002 года, стала знаменательным временем, мы получили первую публичную сборку - 3683. Ничего революционного она нам не принесла, больше похоже на чуть-чуть обновлённый XP с новым интерфейсом. SideBar только казался безделушкой, на которой ничего полезного не разместишь. Практически ничего общего по сравнению с тем, что было показано на скриншотах с WinHEC'02. Но я не собираюсь здесь писать обзор каждой из версий Longhorn, я лишь прослежу путь его развития. Не смотря на её сырость и отсутствие функций, многие с удовольствием её ставили с приливом гордости, осознавая, что на их компьютере стоит система будущего.

Происходит небольшое затишье, скорее всего, потому что Microsoft готовила первый пакет обновлений - Service Pack 1 - для Windows XP. Следующая сборка, которую мы получили - 4008 (именно она, а не 3718, её мы получим позже). Что вы заметили? Не в смысле функциональности, посмотрите на разницу в нумерации сборок, какой-то быстрый прыжок с 3683 к 4008. Не думаю, что разработчики, за такой относительно небольшой промежуток времени смогли выпустить более 300 сборок, хотя бы даже для проверки совместимости в среде разработчиков. Скорее всего, произошла смена ядра. Longhorn ранее базировался на ядре Windows XP, после выхода более нового и стабильного ядра XP SP1, разработчики потратили время на портирование его в Longhorn, и так как в это время не происходило выхода новых сборок, разработчики "искусственно" повысили их нумерацию, чтобы пользователи не заметили снижения темпов. Но это целиком моё мнение, официальных данных об этом моменте нет.

Идём дальше... Как обычно, весной проходит конференция WinHEC. На ней были впервые показаны графические эффекты Longhorn, которыми управлял DCE (Desktop Composition Engine). Всё это целиком происходило на сборке 4018 (см. раздел видео), которая, к сожалению, не была публичной (что не удивительно, Microsoft давала нам пользоваться только урезанными версиями, боясь, что её задумки разворуют). Если смотреть на эти эффекты сейчас, то можно сказать: "Ничего удивительного, тоже самое можно реализовать программой WindowFX от всем известной Stardock". Но нет, кое-что всё-таки было новенькое, например увеличение окон приложений. Представьте, у вас большой экран высокого разрешения, запустить приложение калькулятор и разглядеть его на таком большом экране, будет, мягко говоря, проблематично. Вы можете пропорциально увеличить размер калькулятора, при этом увеличится размер текста и кнопок, качество изображения не потеряется, т.к. в интерфейсе используется векторная графика, но и по сей день я её не заметил, хотя нет, она использовалась в создании эффекта северного сияния Aurora, там использовался XML-подобный язык XAML, который можно было встраивать в GUI. На презентации, как был Plex растровый, так им и остался, остается надеется на Vista. Прозрачность окон, можно реализовать в XP (не средствами Stardock WindowBlinds), если знаком с программированием, но эта прозрачность, как любит говорить наш Главный Редактор, монолитная. Но самое главное, DCE не тормозит систему. На этой же конференции тестерам роздали сборку 4015, которая отличалась достаточной быстротой, может действительно DCE не тормозит систему? Хотя нет, почти никаких эффектов в этой сборке не было (вру, были, но только они мелочные), нас опять обделили красотой, которую так эффектно показывали на конференции. Из всех сборок, 4015 - по качеству работы справляется лучше всех. Этим она отличился на славу. На этой же конференции нам показали прототип компьютера, на котором должен стоять Longhorn - Athens PC.

Наступает лето, проходит ежегодная Встреча Финансовых Анналистов (Financial Analysts Meeting), на которой нам говорят, то, чего мы ожидали все ушедшие годы - выход Longhorn Beta 1 и Beta 2 в следующем году, т.е. 2004. Хотя мы знаем, что тогда Microsoft просто не знала, насколько сырой ещё будет система, и так будет продолжаться долгое время, пока её не перепишут.

Перед колоссальным событием в истории Longhorn – Конференцией Профессиональных Разработчиков 2003 ака PDC'03, идёт утечка последней сборки из серии Plex - 4029. О ней слагают мифы и легенды. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать детектив, а точнее обзор 4029, уже упоминавшегося здесь нашего любимого Главного Редактора. Повторяться не будем, давайте лучше перейдём к PDC'03.

Конференция, породившая революцию
В октябре 2003 года свершилось то, чего никто не ожидал. Именно тогда разработчики переменили свои взгляды, простились с Plex, и сотворили новый интерфейс Aero, первый стеклянно-прозрачный. "Раньше, подобные графические возможности были доступны лишь разработчикам игр, а сейчас они доступны вашим приложениям", - сказали на конференции. SideBar просто переполнен "гаджетами", на нём можно смотреть и видео, общаться и видеть активность пользователей в контакт-листе Messenger, оттуда же можно на лету записывать DVD, читать новости RSS, иметь быстрый доступ к контактам, делать мелкие различные записки. Помимо новых возможностей графического интерфейса, были и другие занятные вещи. Мне больше всего понравилась новые возможности WinFS, например фильтры, простая, но полезная вещь. Мой жёсткий диск с данными просто забит различной информацией, разобраться и найти нужное очень сложно, я могу задать фильтрацию по имени, расширению, типу файлов, автору. Подобное есть в XP, файлы можно упорядочить, но там файлами оперируешь в целом. Я задаю фильтрацию по алфавиту, все файлы разбиваются на категории, которые в Longhorn называются хранилищами (Stores). Каждое хранилище отображается как стопка бумаг, высота этой стопки зависит от количества документов, находящихся в ней. На мой взгляд, это удобно, особенно, когда в одной директории находиться около тысячи различных документов.

Да и всего показанного не перечислишь, т.к. конференция проходила почти неделю. Но самое главное, что поразило многих, это новая концепция меню Пуск. Видео можно скачать здесь.



Обе стороны, некогда привычного нам меню, поменялись местами, выглядят очень привлекательно. И что самое интересное - это 3D-значки, сменяющие друг друга при наведении на каждый пункт. Красиво, до безумия, я так и прыгал от радости, увидев такую прелесть. Внизу, вместо привычной нам надписи "Пуск", располагается анимированный логотип Windows в стиле стеклянной Aero. Повторюсь, это всего лишь концепция, то к чему должны были стремиться разработчики. Не раз уже обсуждали это видео, многие говорят, что это было сделано в программе Macromedia Director. На всех остальных презентациях (с обычным меню Пуск) нам показали 4050. Одно я знаю точно: это меню не было частью какой-либо сборки. Наглядно видно, что оно было специально сделано для презентации, достаточно заметить ляпы: значки Microsoft Access и Microsoft PowerPoint. Частично эта концепция была реализована в Vista. Но, к сожалению, нет ни 3D, ни анимации, плоские значки каждого из пунктов только плавно сменяют друг друга, печально, но, надеюсь, что к финальному релизу всё переменится.

Продолжается пиар компьютера будущего - Athens PC. Нам показывают конфигурацию персонального компьютера 2006 года: двухъядерный процессор 4-6 ГГц, память от 2Гб и больше, жёсткий диск 1Тб (!), графический адаптер в три раза превышающий сегодняшний (т.е. уровня конца 2003), сеть 1Гб, и 54Мб беспроводная. Над всей этой конфигурацией красуется этот самый Athens PC (см. фото). Хм, интересно, когда у нас будет на столе 6ГГц процессор?



Кстати, именно на этой презентации тестерам раздали 4051 - одну из самых легендарных сборок, именно она ознаменовала начало эпохи интерфейса Slate. Slate, это хорошо, но где же Aero? Microsoft опять боится, что её сокровенные технологии украдут конкуренты, и поэтому не включила его в состав систем.

Пока тестеры радуются 4051, в интернет идёт утечка 4053, очень загадочная и практически неизведанная сборка, может и потому, что у неё нет никаких отличий по сравнению с 4051. Поговаривали о неких эффектах, которые, якобы, были в ней. Может быть, они и присутствуют, хотя бы потому, что сборка украденная, т.е. не предназначена для публичного тестирования, а значит, что-то всё-таки в ней есть, т.к. она не была предназначена для простых смертных, для нас.

Как обычно, проходит зима, наступает весна. И вот вдруг с того ни сего утекла сборка из серии 3ххх, а точнее - 3718. Во времена Slate, никто не ожидал вернуться в далёкое время Plex. Что она нам подарила? Эффекты! Да, именно часть тех, которые показали на WinHEC'03. Прозрачность, и эффекты закрытия/сворачивания поражают, но они ничто по сравнению с тем, что принёс нам 4074.

И вот, как всегда в апреле проходит ежегодная конференция WinHEC. Ничего особенного по сравнению с PDC'03 нам она не дала, зато дала какую сборку! Microsoft намеревалась раздать 4083 (что, впрочем, неподтвержденный слух – прим. ред.), но по каким-то причинам дала 4074. Это действие обсуждалось не раз, хотя я догадываюсь, почему так произошло. Забегу немного вперёд, в конец 2004 года. В это время нашёлся способ включения системы DWM (Desktop Window Manager), т.е. появилась возможность пользоваться интерфейсом Aero в 4074. Да, именно тем, при виде которого у нас слюнки шли изо рта. Это было триумфальное событие! Те, кто интересовался в это время Longhorn, помнят этот момент. Впрочем, пока это ещё цветочки, сколько скрытого было найдено потом! Достаточно заглянуть в наш раздел мануалов и убедиться, что от нас так тщательно скрыла Microsoft. Вы устанавливали 4083? Ну, или если у вас нет 64x-системы, читали хотя бы его обзоры? Это сплошной ужас, я бы даже если бы и имел 64-битный процессор, то всё равно не собирался бы его ставить. А теперь подумайте, какую из сборок, после такого количества показанной красоты на конференции, вы бы дали? Если 4083, то я представляю лица людей, установивших такую систему, после просмотра столь красочной презентации. Другое дело 4074...

У Microsoft наступили тяжёлые времена. Система до сих пор сырая, уже не раз откладывали её выпуск. То это был 2002, затем 2003, потом 2004, а выпустить систему всё никак не получается. Размер кода растёт, также как и ошибки. Есть новые функции, но нет стабильности. И вот, вице-президент Microsoft, Джим Оллчин, решается на отчаянный шаг, он прямо заявляет председателю совета директоров, Биллу Гейтсу, что разработчики не справляются, и что выйти система в 2004 году не сможет. Предложение: начать всю работу заново, и за основу взять стабильную версию ядра для корпоративных версий (т.е. Windows Server 2003, ядро Longhorn до сего момента было продолжением ядра Windows XP, в частности SP2). Были введены крайние меры: допустив определённое количество ошибок, сотрудник отстраняется от дальнейшей разработки. В результате этого новые сборки начали выходить чаще, раньше это были несколько недель, а теперь это происходило каждую пару дней. Разработка пошла намного быстрее, и вот уже к лету 2005 года работа была почти завершена. Я не упомянул 5048, так как считаю её началом Vista. Хоть это сборка и носит на себе имя Longhorn, она оказалась первой доступной версией переписанной Vista, имя которой уже тогда зарегистрировали как торговую марку.

Заключение
"Разработка Longhorn - метод проб и ошибок" - известная фраза, и я не могу с ней не согласиться, это действительно так. Ещё не было операционной системы, процесс разработки которой был похож на Longhorn. Давайте простимся с ним и вместе помянем его.

Flahorn, TheVista.ru Team
Май, 2006

Комментарии

Не в сети

Спасибо! Очень познавательно!

03.05.06 19:27
0
Не в сети

3683 вроде хакеры стащили с сервера мелкософта публичным его делать не собирались

03.05.06 20:07
0
Не в сети

вау , спасибо за инфу.

03.05.06 22:19
0
Не в сети

единственная идея, с которой в данной статье не могу согласиться - это "сокровенные технологии украдут конкуренты". =)
Извини, а что же тебя так пробило на тему, что всё просто своруют к чертям у Мелкомягких? =)

04.05.06 02:28
0
Не в сети

Flahorn - молодца - прочитал на одном дыхании, хороший слог и интересно, многово не знал.

2Platinum - не думай что законодателями мод стоят Яблоки и Линуха. Почитай хотя бы о концепции Cairo.

04.05.06 03:26
0
Не в сети

Статья хорошая, лично я для себя ничего нового не узнал, так как слежу за этой ОС с середины 2002 года, но написано хорошо! Эх, достать бы где-нить те ту сборочку с WinHEC'02...

04.05.06 10:16
0
Не в сети

merfin, это хорошо, что ты за ней следишь

04.05.06 11:54
0
Не в сети

Flahorn, спасибо, отличная статья 8)

teppelskirch, я более чем уверен, что Platinum знает гораздо больше, чем ты думаешь.

04.05.06 12:35
0
Не в сети

Прикольно. Многого не знал. Я в 2002 про XP то только слышал, куда там Longhorn. О нем я только в 2004 услыхал. Респект Flahorn.

04.05.06 13:19
0
Не в сети

Plex рулил и будет рулить =)
Неплохо, что хоть кто-то нынче вспоминает о раритетных, но в тоже время великих премьер от Microsoft. Спасибо за обзор и отличные скриншоты Plex 2002, я их вижу только сейчас, КРУТО!!!

04.05.06 18:30
0
Не в сети

да ладно, в то время (2002) на stylexp.net появилась тема, которая на 90% имитировала лонгхорг 3683 на хр, благо, что 3683 от хр мало чем отличался

04.05.06 19:12
0
Не в сети

эх раньше у ПЛЕКСа был такой потенциал для совершенствоания, такой задаток, такой стиль класный мог бы получиться.
честно мне прозрачный стиль не очень нравиться, эстетически приятней работать с осязаемым интерфейсом, частично прозрачным где это необходимо. например интерфейс мака везде покрыт текстурой - серой полоской чередуемой с белой. Буквы, цифры, сглаженые выглядят очень эффектно на такой подложке, создается впечатление что читаешь бумагу с текстом. А кнопки управления вообще красота. Словно реально на бумаге лежат голубые пилюли, которые отбрасывают аккуратную тень и к тому же прозрачны. Класней всего смотриться прогресс бар, как новогоняя конфета-карамель. слегла прозрачная, полосатая, анимированая трутно-подобная пилюля с тенью. очень приятно смортеть на такую гладкую анимацию прогресс бара, словно крутящейся палочки-коныетки. Извините за рекламу маковского интерфейса.
Но у плекса могло бы быть нечто подобное будущее.
У аеро интерфейса - не знаю.

Я возвращаюсь назад, помните на мдсн сайте были технические видео для разработчиков? там демонстрировалось что то типа виртуальной трехмерной карты? Почта, интерфейс Висты? помните? 3-4 видео. Вот там потрясающий интерфейс и анимация! я был бы рад если именно тот интерфейс - стиль оформления тоже будет включен как опциональный в Висту, к прозрачному впридачу.
Вот ссылка на те видео концепты:
http://msdn.microsoft.com/windowsvista/learning/training/conceptvid/default.aspx
Вспомнил! стиль тот назывался ПЛЕКС кажется черный.
(обратите внимание на класный интерфейс почты, контактов, анимацию, сглаженость шрифтов.)

05.05.06 18:12
0
Не в сети

(по поводу статьи)
я не понимаю почему берут за основу старое ядро и кладут на него все остальное.
Какой смысл когда уже чтото есть с тем же ядром! - усовершенствуйте уже существующее!
Или стойте новое ядро лучше всех прежних, соответственно с новым всем остальным.
Конечно дом с нуля под ключ - это титанический труд.
облагораживание существующего - другое дело, легче, но ядро не поменяешь т.к. на ядре все остальное сидит как на фундаменте дом стоит.
Раньше чтоль не могли этого понять там.
и что им мешает переплюнуть МАК ОС а? не понимаю...

05.05.06 19:09
0
Не в сети

спасибо за статью

17.12.06 10:58
0
Не в сети

респект )

07.02.07 17:21
0
Не в сети

есть чему поучиться

20.06.10 00:18
0
Для возможности комментировать войдите в 1 клик через

По теме

Акции MSFT
420.55 0.00
Акции торгуются с 17:30 до 00:00 по Москве
Все права принадлежат © ms insider @thevista.ru, 2022
Сайт является источником уникальной информации о семействе операционных систем Windows и других продуктах Microsoft. Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции.
Работает на WMS 2.34 (Страница создана за 0.03 секунд (Общее время SQL: 0.014 секунд - SQL запросов: 85 - Среднее время SQL: 0.00017 секунд))
Top.Mail.Ru