Несмотря на блуждающие по сети слухи, Microsoft продолжает хранить молчание о Windows 7. Радует одно - стали известны подробности о разработке Windows Mobile 7, первом революционном обновлении мобильной операционной системы. Посему представляем вашему вниманию свеженький preview-обзор.
Недавно ко мне в руки попал документ, в котором подробно описываются планы компании относительно Windows Mobile 7. Данный документ, конечно же, является конфиденциальным и предназначен для внутреннего использования сотрудниками Microsoft. В целом документ содержит более 100 страниц, на которых подробно описываются дизайнерские решения, которые Microsoft намерена воплотить в Windows Mobile 7, идеи и изменения в способах взаимодействия пользователя с мобильными устройствами.
В данной статье вы познакомитесь с тем, что на мой взгляд является самым важным в том документе. Вы должны понимать, что я невправе публиковать сам документ, по крайней мере, до того, как продукт был анонсирован, дабы не раскрывать мои источники. Тем не менее, я намерен представить документ известным журналистам с целью доказать правдивость моих слов. Если какая-то тема, по вашему мнению, осталась без ответа, то не стесняйтесь спрашивать - я попытаюсь ответить и представить скриншот.
Документ был выпущен летом и некоторые детали документа могут потерять актуальность до того, как продукт будет анонсирован. Тем не менее, основные ставки на сенсорный интерфейс и поддержка жестикуляции останутся неизменными, поскольку они являются основой Windows Mobile 7.
Что нового?
Windows Mobile 7 в значительной степени изменит способ использования мобильных устройств. В новой версии ОС основной упор будет сделан на сенсорных технологиях (по сообщениям в прессе, Windows 7 тоже будет обладать умопомрачительными возможностями по сенсорному управлению), а также управлении жестами. Совершенно ясно, что усилия Microsoft направлены на создание мощного конкурента iPhone - об этом так прямо и говорится в документе.
Функционирование Windows Mobile 7 будет тесно связано с натуральными (или биологическими) интерфейсами ввода информации, в частности прикосновениях и жестикуляции. Вы сможете плавно пролистывать списки, приближать, вращать экран, рисовать на нем. Серьезные усилия будут приложены к упрощению навигации засчет удаления полос прокрутки и появления новых органов навигации.
Windows Mobile 7 можно будет управлять при помощи жестов - движений руки. В устройствах на базе WM7 не будет сложных гироскопов и акселлерометров. Вместо этого для определения движений и выполнения соответствующих им функций ОС будет использовать встроенную камеру устройства. Можно будет трясти устройство, крутить, вертеть и таким нехитрым образом выполнять целый ряд функций. Телефон сможет определять тип действия в зависимости от того, где оно находится в конкретный момент - лежит ли на столе, или находится в кармане у хозяина.
В Windows Mobile 7 будет отличный экран блокировки, который можно будет настраивать под свои нужды и желания.
В Windows Mobile 7 будут полностью переработан интерфейс - нет, он будет не таким, как интерфейс у iPhone, а скорее ближе к темным футуристическим деталям Windows Vista. В WM7 появятся эффекты, перехода, тени и иные элементы, которые призвано освежить порядком поднадоевший интерфейс Windows Mobile. Об этом мало написано, зато приведено много иллюстраций.
Windows Mobile 7 разрабатывается под управление пальцами рук, нежели стилусом, хотя большинство устройств все равно должны будут комплектоваться стилусом. Тем не менее, по задумке инженеров Microsoft, устройством будет проще управлять одной рукой. WM7 разрабатывается для безкнопочных устройств, устройств с малым количеством кнопок, большим числом кнопок, устройств с клавиатурами и устройств без сенсорных экранов.
Windows Mobile 7 создается с целью обеспечить более грамотное воспроизведение мультимедиа. В частности в документе приводятся скриншоты заметно доработанного Media Player и Photo Gallery, приложения для просмотра и обработки изображений. Мобильная версия Internet Explorer получит возможность запускать страницы в полноэкранном режиме и открывать страницы в закладках, переключаться между которыми можно всего лишь покачав телефоном из стороны в сторону.
Клавиатура была тоже значительно доработана, но планы по реализации сенсорной клавиатуры а-ля iPhone отодвинуты до будущих версий Windows Mobile.
Далее в статье вы ознакомитесь с моим подробным отчетом по переданному мне документу. Также вы увидите скриншоты функций, многие из которых найдут свое отражение в готовящемся релизе Windows Mobile 7.
Цели и задачи нового пользовательского интерфейса
Прикосновения, жесты, скроллинг и прямое управление. Анимация, переходы и функции, известные под кодовыми именами "Phosphur" и "Starburst".
Цели: оптимизированные для управления пальцем лучшие в своем классе возможности по управлению устройством, которве будут удобны повсюду.
Требования: простота, логичность, предсказуемость интерфейса; естественные движения, ествественная анимация и переходы; увеличение удобства работы с устройством.
Целью является поддержка устройств с кнопками, устройств без аппаратных кнопок, а также устройств с сенсорными экранами. Устройства с сенсорными экранами призваны составить конкуренцию iPhone.
Требования к UX: логичный UI (кнопки прокрутки вверх и вниз всегда должны осуществлять скроллинг вверх и вниз, а не что-то иное) не должен выглядеть перегруженным. Новый UI будет не возможной опцией, а обязательным условием, поэтому старые приложения также будут обладать новым интерфейсом.
Появится "игровой режим", при котором игры смогут обходить требования UI и использовать знакомые жесты для различных действий, что позволит задействовать в играх более расширенное управление, нежели чем в обычных приложениях.
Кроме того, при необходимости мобильное устройство сможет воспроизводить аудио-сопровождение системным событиям, как, например, начало и конец списка, подсвечивая прокрутку пальцем "огненным кольцом".
Windows Mobile 7 разрабатывается таким образом, чтобы управление системой могло бы осуществляться лишь с помощью пальцев, то есть без стилуса. Microsoft Research занимается исследованием среднего размера отпечатка пальца руки. На текущий момент в качестве среднего размера принят размер в 7.6&規7.6 миллиметров. Целью данного нововведения является обеспечение возможности полного управления устройством с помощью одно руки.
Были планы по реализации панели Soft Input Panel (экранной клавиатуры), части UI, доступ и управление которой осуществлялось бы касанием пальцев, но по какой-то причине от этого в Windows Mobile 7 отказались.
Росчерк вниз будет прокручивать список, соответственно, вниз, но в некоторых списках вместо росчерков будет использоваться двойное нажатие пальцем, а однократное нажатие будет применяться для выбора элементов списка.
Элементы интерфейса будут размещены таким образом, что у пользователя не возникнет страх, что он промахнется мимо цели. Появится возможность динамического изменения размеров элементов интерфейса для того, чтобы выделить конкретный элемент интерфейса. Углы, в которых, как правило, располагаются кнопка Close, скроллбары, иконки и панели статуса, получат возможность увеличения для упрощения взаимодействия с пользователем.
Использование стилуса может потребоваться лишь на устройствах с определенными размерами и ориентацией экрана, DPI и разрешения. Элементы интерфейса будут увеличиваться и таким образом выделяться, что существенно упростит нажатие на них. Особенно заметным данное изменение будет при использовании кнопок Close, скроллбаров, иконок, панели заголовков и панели статуса.
Росчерки для горизонтального и вертикального скроллинга, доступа к меню, имитации нажатия кнопок, скроллинга списков и запуска приложений - все это станет возможным. В дополнение к вышесказанному устройство будет способно распознавать скорость пальца, поэтому скроллинг будет тем быстрей, чем быстрее пользователь проводит пальцем.
На текущий момент Microsoft раздумывает над вариантом отказа от сколлбаров, когда пользователь использует росчерки. На устройствах с сенсорными экранами они будут присутствовать, а вот на кнопочных - нет. Когда окно или диалог по ширине превосходят ширину экрана и есть необходимость в горизонтальном скроллинге, то ставшие привычными скроллбары будут заменены визуальным индикатором с затенением кромки экрана. Нажатие на экран с удержанием также, как и раньше, вызывает контекстное меню.
Microsoft также размышляет, есть ли необходимость поддержки драйверов и экранов с одновременным нажатием, но абсолютно точно, что поддержка одновременного нажатия не будет базовой функцией Windows Mobile 7. Да, в документе есть скриншоты, иллюстрирующие вращение фотографий двумя руками одновременно, но нигде нет явного указания, каким образом это осуществляется - программно или аппаратно.
Поддержка жестов и росчерков
В Windows Mobile 7 разработчики Microsoft обещают реализовать поддержку росчерков (движений пальцев рук по сенсорной поверхности экрана), используемых для вертикального и горизонтального скроллинга, доступа к меню, нажатию и удержанию кнопок, прокрутки списков, нажатия с перетаскиванием и запуска приложений.
Также будет добавлена поддержка жестов, то есть механических движений устройством для выполнения различных действий. У Microsoft Research есть технология, использующая встроеную камеру устройства для обнаружения и распознавания жестов. То есть для восприятия жестов устройству не нужны ни акселлерометры, ни сложные гироскопы, при этом многие из существующих устройств на базе Windows Mobile смогут быть легко обновлены до Windows Mobile 7. Однако, вполне логично, что в этом случае камера должна работать в непрерывном режиме, что приведет с сокращению времени работы от аккумулятора.
Планируется добавить поддержку жестов и в режиме блокировки устройства. Устройства на базе WM7 будут автоматически менять ориентацию экрана при повороте устройства, но для этого будет использоваться не встроенный гироскоп, а ставшая уже привычной фотокамера. В документе указано, что Windows Mobile 8 получит поддеркжу росчерков на дополнительном экране, а вот в Windows Mobile 7 про это следует забыть.
С помощью жестов можно будет осуществлять навигацию: покачав устройством из стороны в сторону, можно перейти на следующий/предыдущий трэк в мультимедиа-проигрывателе или слайд в менеджере изображений. Вот иллюстрация, которая может оказаться концептом, демонстриррующая, как будут выглядеть Windows Media Player и менеджер изображений в Windows Mobile 7:
Как видите, особое внимание в Media Player уделено элементам интерфейса, а также обложкам альбомов. Вездесущие индикаторы заряда аккумуляторов и уровня сигнала вынесены в soft-клавиши, расположенные внизу экрана, что позволяет существенно расширить рабочее пространство экрана.
Еще один полезный жест: при нажатии в полноэкранном менеджере изображений кнопки джойстика Вниз движение устройством вперед-назад будет равнозначно функции зума. В веб-браузере жесты могут быть использованы как аналоги кнопкам Back и Forward:
Обратите внимание на отличия новой версии Internet Explorer. Интерфейс стал проще и более привлекательнее. Осталась лишь адрессная строка и кнопка Go, и, что более важно, появилась функция закладок, перемещение между которыми можно выполнять с помощью росчерков или жестов. Действительно впечатляюще.
Камера устройства сможет учитывать изменение в освещении и в зависимости от яркости освещения устройство будет способным выполнять различные действия. К примеру, если положить устройство в карман или сумку, экран устройства автоматически выключится, а громкость сигнала звонка будет увеличена и будет включен выброзвонок. Если вытащить устройство, то его экран будет автоматически включен. Появится возможность настроить устройство таким образом, что камера устройства будет автоматически делать снимок в момент, когда кто-то попадает в поле зрения камеры.
Пробуждение и режим блокировки
Вот иллюстрация жеста, используемого для вывода устройства из режима сна:
В документе говорится, что жесты должны быть простыми и однозначными, а устройство должно давать пользователю обратную связь на жесты. Это не должны быть сложные комбинации, а простые движения или потрясывания, в зависимости от числа которых устройство будет выполнять то или иное действие.
В WM7 компания Microsoft вознамерилась уделить должное внимание различным эффектам, в частности различным эффектам перехода. Вот пример эффектов, сопровождающих пробуждение устройства:
Как видите, эффект очень даже привлекательно выглядит. Microsoft раньше вообще не интересовал вопрос графических переходов, но видимо Windows Mobile 7 в этом отношении будет инновационной.
В документе также говорится о возможности "подурачиться" (это их слова, не мои) над экраном блокировки устройства, а также о возможности оказывать влияние на обои рабочего стола. Экран блокировки iPhone является немаловажной деталью устройства. Microsoft не желает копировать чужие изобретения, однако, не хочет отказываться от идеи сделать экран блокировки своей мобильной ОС неповторимым.
Вот иллюстрация, демонстрирующая идею Microsoft. Обратите внимание на одновременное использование двух пальцев: намек на наличие программной поддержки одновременного нажатия или аппаратной поддержки?
А вот иллюстрация экрана, с которым можно позабавиться или который можно потрясти:
Это сделает заблокированное устройство вполне привлекательным.
Сенсорный скроллинг
С помощью пальцев руки пользователи смогут осуществлять произвольное перемещение по спискам и осуществлять переключение видов их отображения. При достижении конца списка устройство отреагирует на это, дав пользователю обратную связь.
Ниже приводится пример навигации по меню Recent Programs:
Вот иллюстрация папки Inbox из Outlook:
Также приводится скриншот неназванного навигационного приложения, созданного на базе Windows Live Maps, в котором перемещение карт зависит от скорости движения пальца по поверхности экрана. Среди поддерживаемых жестов стоит отметить использование их для спиннеров и слайдеров и, что вполне логично, для произвольного перемещения по картам. А вот скриншот, иллюстрирующий перемещение по карте с помощью пальцев:
Стрелка по бокам экрана используются во всех приложениях, включая IE Mobile, для индикации необходимости скроллинга.
При нажатии кнопок/иконок на экране UI попытается определить, какой из элементов экрана пользователь хочет активировать, поэтому пользователям будет комфортно пользоваться пальцами. Определение приоритетов будет проходить лишь при использовании пальцев, но не при использовании стилуса - очень мудрое дизайнерское решение.
При использовании клавиатуры буквы увеличиваются и появляются над пальцем пользователя. При выделении текста над выделенным участком появляется поле с функциями увеличения/редактирования текста. Когда IE Mobile работает в полноэкранном режиме, щелкнув на области с ссылками, на экране появится область со всеми имеющимися ссылками, что существенно облегчит выбор нужной ссылки:
Обратите внимания на изображения в Word Mobile. Теперь он приобрел Ribbon-интерфейс из Office 2007, но он не был переработан для использования на экранах с малыми диагоналями, поэтому использовать его практически невозможно. Осмелюсь предположить, что ленты использовались лишь для иллюстрации, но очевидно, что Microsoft намерена продолжить развитие идей ленточного интерфейса и вполне возможно, что в новом Office Mobile мы увидим некую разновидность Ribbon-интерфейса. Что касается OneNote Mobile, то заявлена поддержка распознавания рукописного ввода.
А вот пример контекстного меню, активируемого нажатием в области с последующим удержанием (аналогично щелчку правой кнопки):
Среди других примеров того, что сама Microsoft называет "Press N Hold UI" (с англ. "нажми и удерживай), следует отметить оболочку для запуска приложений и скроллер для быстрой прокрутки, использующийся для быстрого перемещения по спискам с помощью скроллбаров и первых букв элементов списка:
Пока же в WM6 при скроллинге с помощью джойстика селектор сначала спускается до самого низа экрана и лишь затем осуществляется прокрутка по одному элементу за раз. В Windows Mobile 7 при осуществлении прокрутки вниз селектор двигается вниз, а список двигается вверх. Таким образом, селектор достигнет конца экрана лишь тогда, когда будет достигнут конец списка. Из этого пользователю будет понятно, какова длина списка и где он в текущий момент находится.
Когда пользователю предстает какой-либо список, с правой стороны экрана возникает бегунок для выполнения скроллинга. Если пользователь нажмет на бегунок, то сможет ускорить процесс скроллинга, потянув кнопку вверх или вниз. Данный элемент призван заменить привычные скроллбары. Чем выше/ниже потянуть за бегунок, тем быстрее прокрутка. Вот иллюстрация:
Согласно документу, скроллбары в Windows Mobile 7 никогда не будут частью экрана: скорее плавающими прозрачными элементами над экраном. И использоваться они будут лишь по мере необходимости.
Ниже приведено некое мультимедиа-приложение - нечто наподобие Media Center из Windows Vista с различными режимами работы. В режиме мультимедиа-проигрывателя отображена обложка к музыкальному альбому, при этом пользователю предлагается приобрести композицию через службу Zune:
В документе много страниц, иллюстрирующих различные элементы UI, включая кнопки, спиннеры, слайдеры, текстбоксы, комбобоксы, выпадающие меню и многое другое. Если кто-то из вас отчаянно желает лицезреть их, дайте мне знать и я добавлю недостающих скриншотов.
Также есть списки росчерков, которые будут, а, возможно, и не будут частью Windows Mobile 7, включая росчерк для отключения всех уведомлений, росчерк для активации панели Smart Search. Также не меньше список жестов: поворот устройства для его разблокировки, управление путем раскачивания устройства из стороны в сторону, перемещение по спискам движением устройства вверх-вниз, настройка апертуры камеры и скорости срабатывания затвора вращением камеры, отправка файла резким движением в направлении другого устройства.
Также есть список функций, от которых, скорее всего, откажутся в финальной версии продукта. В частности сворачиваемые/разворачиваемые заголовки в режиме "Таблица", которому я тоже не уделил внимания в этой статье, отображение элементов в виде карусели.
Согласно документу, релиз Windows Mobile 7 намечен на 2009 год. Это важно, поскольку в ближайшее время состоится релиз Mobile 6.1. К сожалению, на CES 2008 Билл Гейтс (Bill Gates) особо не распространялся насчет Windows Mobile 7, хотя многие действительно ждали этого события. Но ничего, теперь-то вы знаете, чего ждать от будущего года. Microsoft затеяла революцию в Windows Mobile 7, чтобы обеспечить достойную конкуренциию Apple. У Windows Mobile 7 есть все шансы стать поистине революционной мобильной ОС, которая без сомнения придаст шарма смартфонам и коммуникаторам под управлением мобильной ОС от Microsoft.
Источник:
Перевод: deeper2k
Комментарии
К тому времени, пока МС зарелизит WM7 и пока появятся девайсы на ее базе (еще годик-другой), уже поколения 2-3 у iPhone сменятся!
Это только все ПЛАНЫ, а iPhone'ом уже как пол года пользуются. Еще неизвестно, что в итоге будет из себя представлять эта WM7. После Лонгхорна трудно верить майкрософту.
Платформе WM пора бы уже освежиться... Надеюсь, что все это будет действительно реализовано. Все выглядит вполне реально, кроме, разве что ленточного интерфейса Word-а на некоторых скриншотах ))
Espoir, это скорее всего mockup, поскольку Ribbon абсолютно не подойдет для экранов столь малых диагоналей
MoSSeV, это лучше, чем ничего. От конкуренции нам - пользователям - только лучше становится
Для меня более привлекательным выглядит OpenMoko, которое позволяет запускать полноценные десктопные приложения и полностью управлять своим телефоном.
Для тех, кто хочет побаловаться, есть пректик "PointUI".
Версия для не-смартфонов была тут:
Прикольная аппликуха.
deeper2k, согласен. Только вот не надо заранее много обещать и делать громогласные заявления. Ведь об iPhone гадали до последнего момента. А Майкрософт как всегда обещает много. Лучше бы делали свою работу тихо без всяких обещаний, чтобы потом не разочаровывать своих же фанатов.
MoSSeV, вы ведь понимаете, что информация не всегда появляется по желанию МС, а частенько вопреки желанию. Пока же МС не делала никаких громогласных заявлений о WM7, ровно как и W7 просто.
Вахах. Это чьи шуточные скриншоты?))) Ведь на самом деле вин мобаил 7 выглядит иначе