Игра на Windows Vista – ATI vs. NVIDIA
На прошлой неделе ATI разослала
Готовы ли драйверы к видеокартам?
Legit Reviews всегда придерживалась осторожных и прозрачных взглядов на готовящиеся к выпуску операционные системы, но когда производители оборудования, с которыми мы работаем, делают заявления в пресс-релизах, это означает, что LR должна проверить их достоверность.
Мы загрузили недавно выпущенную Windows Vista RC1 Build 5600 с сайта Microsoft и захотели сравнить производительность в играх между системами, работающими на Vista и Windows XP Professional. Раз ATI говорит, что производительность драйвера находится на подходящем уровне, то пора взглянуть на разработки ATI и NVIDIA, когда дело касается игр.
Пока идея сравнить уровень производительности двух ОС громко звучала только на бумаге, на деле же это была сложная задача. Взяв пару одинаковых жестких дисков Western Digital 250GB, мы выполнили чистую установку обеих ОС на соответствующие устройства и начали запускать тесты. Очень скоро мы обнаружили, что DOOM 3, Quake 4 и PREY не работают правильно на Vista, став бесполезными для измерений вместе с установленными в ОС драйверами. Другие игры, как X3: Reunion используют ПО
World of Warcraft работает, но мы заметили некие разрывы и замирания изображения на экране, что заставило нас отказаться от ее использования в качестве теста. Мы закончили тестирование Call of Duty 2, DOOM 3, Far Cry, Serious Sam 2 и F.E.A.R., но оставалась загвоздка. Call of Duty 2 отказалась правильно работать на драйверах от NVIDIA, в то время как на видеокартах ATI бегала прекрасно. То же самое было справедливо и для Far Cry, показавшей образцовую производительность на решении от NVIDIA, но не запустившейся на картах ATI. Пока мы не можем назвать использование Vista RC1 "прорывом" во всех отношениях, именно поэтому они называют текущую версию релиз-кандидатом.
Может это Quake? Нет, хотя можно пройти оригинальный Quake (
Для новичков поясним, что Quake 4, DOOM 3 и PREY являются играми под OpenGL, который никогда официально не поддерживался Microsoft. Небольшой исторический экскурс для тех, кто мог не знать – OpenGL был разработан компанией Silicon Graphics и остается открытым стандартом API, конкурирующим с Direct3D, который создан и является собственностью Microsoft Corporation. Теперь, когда вы знаете, откуда взялись OpenGL и Direct3D, какой, по вашему мнению, будет работать на Vista лучше? Для тех, кто использует OpenGL-приложения остается надежда. Стандартный устанавлимаемый клиентский драйвер - installable client driver (ICD) может быть применен, чтобы обеспечить полное аппаратное ускорение и совместимость с Windows Vista Aeroglass UI. Мы обнаружили, что ручная установка драйверов NVIDIA ForceWare 96.33 заставит компоненты OpenGL нормально работать, но не сразу. Если в ICD не установлена поддержка OpenGL, то он будет работать как надстройка Direct3D, показывая рывки в производительности во время использования OpenGL-приложений без установленного ICD, как видно на рисунке выше.
Тестовая конфигурация
Нам известно, что Vista любит работать на мощной системе, поэтому для тестовой системы мы выбрали новейшее и достаточно мощное оборудование. Мы взяли недавно выпущенную материнскую плату DFI LANParty UT NF590 SLI-M2R, установили на нее процессор AMD Athlon 64 X2 4200+ AM2 и хорошенько разогнали. Используя совсем недавно анонсированный набор оперативной памяти PC2-8888 C4 от Corsair (
Участники бета-тестирования Vista знают о наличии встроенной
С Vista RC1, демонстрирующей чемпионскую производительность, мы перешли непосредственно к игровым тестам.
Драйверы NVIDIA ForceWare 96.33
Пока что NVIDIA не выпускала никаких пресс-релизов о поддержке Microsoft Windows Vista, однако это совсем не означает, что их группа разработчиков драйверов не работает. Я не уверен, сколько сейчас у NVIDIA 'белок в колесе', но их видеодрайверы под Windows XP Pro появлялись редко в этом году. NVIDIA уже представила драйверы для Windows Vista RC1, но им не хватает поддержки OpenGL и на них не запускаются корректно некоторые игры.
Мы продолжили с установкой драйверов версии 96.33, доступных для скачивания с
Игры наподобие Quake 4 перестают работать при включении АА, а Call of Duty 2, хотя и запускается, но при этом на экране пропадают детали изображения. Вот как выглядело наше тестирование на Windows Vista RC1 с драйверами NVIDIA ForceWare 96.33:
Драйверы Forceware 96.33 для Vista оказались довольно стабильными для наших нужд, но в них еще не введена поддержка SLI. Это означает, что даже однослотовые карты наподобие GeForce 7950 GX2 бесполезны в Vista RC1. Странно, что в Vista RC1 нет поддержки SLI, поскольку я ожидал, что NVIDIA желает обеспечить поддержку своего флагманского решения в RC1. В интересах тестирования мы продолжили усердствовать в играх с проверенной видеокартой GeForce 7800 GTX 512MB. Нам удалось запустить Far Cry, F.E.A.R. и Serious Sam 2 на нашей карте серии GeForce 7800, но не получилось заставить работать корректно Call of Duty 2 из-за проблем с драйвером. С включенными 4х AA и 8х AF были замечены артефакты в F.E.A.R., которые, впрочем, были немногочисленны. Таблица ниже показывает среднее значение кадров в секунду (FPS), выдаваемое каждой системой в играх.
В немногих работающих на Vista играх производительность далека от идеала. На четырех играх, в которых нам удалось соизмерить быстродействие Windows XP Professional и Windows Vista RC1, было отмечено снижение в среднем на 20%. Две системы были идентичны за исключением версии установленной операционной системы, поэтому разница в набранных баллах объясняется только ОС и драйверами. Настоящим потрясением стали улучшенные на 85% результаты DOOM 3 в разрешении 1600x1200 с включенным 16X AA на Vista RC1, и мы трижды проверили цифры, чтобы убедиться в том, что это не была счастливая случайность.
Драйверы ATI CATALYST RC1
Команда ATI работала день и ночь, выпуская ежемесячные обновления драйверов в течение более года. Заявления ATI, что ее Windows Display Driver Model (WDDM) драйверы продолжат обеспечивать исключительную стабильность и быстродействие в Windows Vista являются тем, что мы хотели проверить. У ATI действительно есть WDDM драйверы для Windows Vista, но их самая последняя версия не включена в Vista RC1 build 5600, поэтому пользователям придется
WDDM драйверы оказались стабильными и не вызывали никаких проблем на нашей системе с видеокартой ATI X1900XTX. После замеров показателей с использованием драйверов версии 7.15.11.0 мы установили новые, после чего наша тестовая система, отображая рабочий стол, проработала менее одной минуты. Надпись на мониторе гласила, что текущий режим изображения не поддерживается, хотя и были выставлены правильные значения частоты и разрешения. Мы попытали счастье на других мониторах, но это ни к чему не привело. Перезагрузив систему и нажав F8 для загрузки последней удачной конфигурации, мы стали очевидцами серии голубых экранов (BSOD).
Отчаянно пытаясь удалить драйверы 8.29.100.0 из системы, мы загрузились в безопасном режиме, чтобы суметь совершить эту операцию. Мы запустили проверку деинсталляции, но в ней тоже были проблемы, не позволившие программе работать корректно. Все что нам оставалось – это вручную удалить драйверы. Где же программа для Vista по очищению системы от драйверов, когда она так нужа?
После чистой установки Vista RC1 у нас получилось установить и протестировать драйверы 8.29.100.0, но все еще невозможно было запускать OpenGL-игры наподобие DOOM 3. Бросив затею использовать новые драйверы, мы решили вернуться к версии 7.15.11.0 из набора Vista, которые показались нам достаточно надежными, но, как и у NVIDIA, в них отсутствовала поддержка многопроцессорности. Без Crossfire нам оставалось продолжить тестирование на одной карте. Мы смогли запустить Call of Duty 2, F.E.A.R. и Serious Sam 2 на карте серии GeForce 7800, но потерпели неудачу с запуском Far Cry из-за проблем с драйвером. Стоит заметить, что происходили поистине странные вещи при тестировании Serious Sam 2 во всех трех разрешениях (800x600, 1024x768, 1600x1200), когда среднее число кадров/сек оставалось на одном и том же уровне. Для замера производительности в игре Serious Sam 2 нами использовалась демка Branchester, в которой было набрано 105 кадров/сек независимо от разрешения экрана. Таблица ниже показывает среднее число кадров в секунду (FPS), набранное каждой системой в представленных играх.
Мы не включили результаты Serious Sam 2 в учет итоговой средней разницы по вышеуказанным причинам. Call of Duty 2 отлично работала на видеокартах ATI и, честно говоря, я не видел разницы по сравнению с Windows XP во время игры или тестирования. F.E.A.R. показывала явно успешное быстродействие, близкое к результату NVIDIA. Я полагаю, что баллы, набранные Serious Sam 2 в разрешении 1024x768, верны и также находятся на уровне NVIDIA.
Окончательные мысли и заключения
Говоря от всей души, я не впечатлен игровой производительностью Vista RC1 по сравнению с тем, что видел раньше. Я также немного шокирован выпущенным ATI пресс-релизом, в котором приводилась цитата сотрудника компании: "ATI продолжает представлять вашему вниманию готовые к полномасштабному использованию драйверы для Windows Vista, в которых улучшены стабильность, производительность и полный набор функций из прошлых версий". Я расхожусь во мнении с этим комментарием, поскольку последние драйверы ATI не работали на нашей тестовой системе. Возможно во всем была вина чипсета NForce 590SLI или сказалась типично высокая влажность в штате Миссури, которые могли вызвать проблемы, но, что бы это ни было, нельзя говорить о "готовых к полномасштабному использованию драйверах" без поддержки Crossfire. Все игры, в которые мы пытались играть (всего более 12 наименований), были приобретены в розничной поставке с самыми последними патчами. Если вас интересует работоспособность пиратских версий на Vista, то мы ничего об этом не знаем, поскольку наши были лицензионными.
Ясно, что за последние месяцы ATI и NVIDIA приблизились к развязке в разработке драйверов, но им обеим есть, к чему стремиться, так как Microsoft планирует закончить работу над кодом Windows Vista к 25 октября и выпустить корпоративную версию (Windows Vista Enterprise) своим бизнес-клиентам в конце ноября. Затем планируется выпуск других версий Vista для розничной продажи вместе с новыми ПК в конце января 2007 года. Если Microsoft будет верной названным срокам, то останутся горы работы, которую будет необходимо выполнить в течение следующих полутора месяцев, чтобы привести все в норму.
Если вы точно хотите попробовать некоторые игры на Vista RC1, то лучшим выбором будет использование видеокарты NVIDIA, поскольку только она работала без проблем в большинстве игр, чем не могут похвастаться решения ATI. Если вы ищете игру с минимальной разницей в производительности между XP Professional и Vista, то комбинация Call of Duty 2 и видеокарты ATI будет лучшим выбором. Будем надеяться, что со временем, когда Vista будет выпущена для домашних пользователей, эти ошибки будут исправлены и проблемы будут возникать не более, чем на 5% ОС.
Целью этой статьи было рассмотреть, как работают драйверы от ATI и NVIDIA и какую обеспечивают совместимость. Ни один из драйверов нельзя назвать полностью готовым к использованию, так как обеим компаниям не хватает поддержки многих функций. Драйверы NVIDIA не позволяют разгон, мониторинг температуры GPU, объединение видеокарт в SLI-систему и многие другие возможности, которые я считаю необходимыми. Я игрок, и если мои игры работают на 30% быстрее на XP Professional, то я не изменю ей, пока не появятся проекты под DirectX 10.
Сегодня мы рекомендуем пробовать себя в играх Windows Vista RC1 обладателям исключительно мощного оборудования и будем надеяться, что к выходу RC2 (если вообще будет таковой – прим. переводчика) мы увидим увеличенную игровую производительность и больше правильно работающих на Windows Vista игр! Ни ATI ни NVIDIA не имеют совершенных драйверов, но, к счастью для них самих, они располагают временем, чтобы исправить эти проблемы.
Во время написания этой статьи мы не хотели опорочить NVIDIA или ATI и будем надеяться, что ее прочтение, возможно, поможет найти и исправить те ошибки, которые мы обнаружили. По нашему мнению, обе компании переоценивают возможности своих драйверов для Vista. Выпускайте Vista RC2 и новые драйверы видеокарт! Сообщество игроков уже готово.
Источник:
Перевод: yourock
Комментарии
Prey был проинстален на другом разделе под ХР до установки висты, под вистой инсталил "В тылу врага 2" со старфорсом. Кроме переустановки директа с 10 на 9 все заработало с первого раза. Виста - RC1. Сегодня поставлю 5728.
замечательная статья...мне очень понравилось. Странно что разогнанный процесоор 4200+ так мало набрал баллов в встроенной рейтинговой системе. У меня мой Athlon64 3000+@2700 s.754 берет 4.3 балла...
Вообще отключите Aero при запуске игры, и поставьте совместимость с XP - и все работает 100%. Проблемы заключаются лишь в том, что игры пока не поддерживают Vista, но это вопрос времени.
Все это и так видно и понятно.Но на сборке 5728 игры стали идти быстрее вот вот и достанут ХР.Жаль числа нет стать.
g-man4, А ты пробовал поставить новый старфорс? Теоретически нормальные производители игр должны его апдейтить в патчах, а через год после выхода вообще убирать. Но таких мало.
Да, действительно, проблемы имеются но проблема в играх. Код исходен, процесс работы системы примерно та же самая, просто драйвера не идут. Основные дрова должны идти (у меня на RC1 дрова на ХР пошли и основном игры идут (это действует и на дрова для оборудования):;)
2sosed:
У меня мой Athlon64 3000+@2700 s.754 берет 4.3 балла...
странно... мой 3000+@1800 тоже 4.3
У меня Видеокарта ATI Radeon RX850PE, после установки драйверов под Vista RC1 у меня видеокарта просто не опеределилась, последняя версия 6.9 под XP работала отлично но при выключении Vista вылетала с синим экраном в играх проверил только CS который выдавал небольшие притормаживания
Драйвера ATI очень хорошие. Но у них бывают проблемы при установке. Глюки вобще, в основном, с инсталлятором - начиная с того, что если папка с драйверами расположена глубоко в файловой системе, то проблем не избежать, натыкался не раз. Ставьте с короткого пути - из корня из папки с коротким именем. Тогда всё Ок.
Спасибо за правдивую статью, буду ставить эту хрень только после выхода первого сервиспака.
По теме
- Windows Vista официально "мертва"
- Завтра прекращается поддержка Windows Vista
- Остался последний месяц поддержки Windows Vista
- 11 апреля Microsoft прекратит поддержку Windows Vista
- Через год прекращается поддержка Windows Vista
- Microsoft открыла исходный код Open XML SDK
- Баллмер: Longhorn/Vista - моя самая серьезная ошибка
- Сегодня заканчивается бесплатная фаза поддержки Windows Vista и Office 2007
- Microsoft продлила срок поддержки Windows Vista и Windows 7
- Практики обеспечения безопасности Microsoft - лучшие в мире